Информация о загруженности установленных мест для перегрузки (перецепки)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2025 № 599 "О применении специальной ограничительной меры"
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.2025 № 621 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2025 г. № 599"
Перечень мест, в которые могут следовать автотранспортные средства международной перевозки грузов, зарегистрированные в Европейском союзе, для осуществления грузовых операций и перецепки, из автодорожных пунктов пропуска
Особенности применения разрешительной системы в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2025 № 599
1. В случае перецепки (перегрузки) на территории Республики Беларусь, территория которой не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки грузов, указанных соответственно в графах 4 и 3 международной CMR-накладной, необходимо использование разрешения Республики Беларусь, позволяющего выполнять транзитную перевозку по территории Республики Беларусь.
Например: перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при перевозке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перецепки (перегрузки) в рамках постановления № 599 на территории Республики Беларусь требуется «транзитное» разрешение.
2. В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в текущей ситуации в период действия ограничений на перемещение по территории Республики Беларусь грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в Европейском союзе, установленных постановлением № 599, под пунктом разгрузки (погрузки) при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений ЕКМТ иностранными перевозчиками, зарегистрированными в Европейском союзе, следует понимать место перецепки (перегрузки).
При этом для целей использования разрешения ЕКМТ в рамках постановления № 599 в обязательном порядке должны соблюдаться требования Руководства пользователя ЕКМТ в условиях, если бы вышеуказанные ограничения не действовали.
Например.
А) Перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при транспортировке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перегрузки (перецепки) в рамках постановления № 599 на территории Республики Беларусь допускается использование разрешения ЕКМТ в случае, если данное разрешение ЕКМТ не имеет ограничений по его использованию на территории Российской Федерации (подпункт 3.12. пункта 3 Руководства пользователя ЕКМТ).
Б) Перевозчику, зарегистрированному в Республике Польше, при транспортировке товара в Республику Казахстан (графа 3 CMR) из Республики Польши (графа 4 CMR) с учетом осуществления перегрузки (перецепки) в рамках постановления № 599 на территории Республики Беларусь не допускается использование разрешения ЕКМТ в связи с тем, что Республика Казахстан не принимает участие в системе квоты ЕКМТ (подпункт 3.2. пункта 3 Руководства пользователя ЕКМТ).
3. В соответствии с пунктом 16 Положения о порядке осуществления автомобильного контроля в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.01.2014 № 71, автомобильный контроль в автодорожных пунктах пропуска осуществляется в отношении транспортных средств Европейского союза, въезжающих на территорию Республики Беларусь и фактически находящихся в автодорожном пункте пропуска. При этом в случае совершения на территории Республики Беларусь грузовых операций (перецепки) в рамках постановления № 599 контроль разрешительной системы Российской Федерации не осуществляется в связи с отсутствием фактического проезда контролируемого транспортного средства по территории Российской Федерации.
Таким образом, в отношении перевозчиков, осуществляющих транспортировку товара после совершения грузовых операций в специально установленных местах, таможенными органами автомобильный контроль не осуществляется.
В случае требования контролирующим органом Российской Федерации (Ространснадзор) от белорусских перевозчиков, осуществляющих транспортировку товара после совершения грузовых операций в специально установленных местах и следующих транзитом через Российскую Федерацию в место доставки, учетного талона и привлечения к административной ответственности за его отсутствие, рекомендуем обращаться в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь с представлением конкретных фактов такого требования и привлечения.
Особенности составления таможенных и иных документов при совершении грузовых операций и перецепки, применения таможенной процедуры таможенного транзита и порядка продления срока, установленного в требовании, выданном в соответствии с постановлением № 599
1. Таможенная декларация на транспортное средство представляется в установленном порядке отдельно на каждое транспортное средство международной перевозки (тягач, прицеп, полуприцеп, контейнер).
2. Порядок заполнения транзитной декларации (далее – ТД).
2.1. В республиканских пунктах таможенного оформления.
При перевозке товаров автомобильным транспортом графы 15 «Страна отправления» и 17 «Страна назначения» ТД необходимо заполнять на основании граф 4 «Место загрузки» и 3 «Место разгрузки» CMR-накладной соответственно.
В случае использования книжки МДП в качестве ТД, в графы 15 и 17 электронного вида ТД вносятся сведения графы 6 и 7 первой страницы обложки (5 «Страна/Страны отправления» и 6 «Страна/Страны назначения» отрывного листка) книжки МДП.
В CMR-накладной указывается информация о перегрузке, перецепке, последующем перевозчике (в графе 17 CMR-накладной – реквизиты последующего перевозчика; в графе 25 CMR-накладной – номера транспортного средства, с использованием которого будет продолжена перевозка; в графе 13 CMR-накладной – сведения о грузовых операциях).
ТД заполняется в соответствии с Порядком заполнения транзитной декларации, утвержденным решением Коллегии ЕЭК от 30.05.2023 № 73 (далее – Порядок № 73).
В графе 55 «Перегрузки» ТД подлежат указанию сведения о номерах последующих транспортных средств.
2.1.1. При следовании в специально установленные места согласно приложению 1 к Постановлению № 599 в графе 53 «Таможенный орган назначения/пункт назначения» ТД подлежат указанию сведения о коде и наименовании предполагаемого таможенного органа назначения в соответствии с классификатором таможенных органов (в данном случае специально установленных мест согласно приложению 1 к Постановлению № 599).
При этом транспортные (перевозочные) документы используются в качестве ТД и для таможенных органов представление ТД по форме, утвержденной решением Коллегии ЕЭК № 73 от 30.05.2023, не требуется.
2.1.2. Следование в место доставки в соответствии с транспортными (перевозочными) документами (не указанное в приложении 1 к постановлению № 599) и установление его ТД допускается в следующих случаях:
А) декларантом выступает резидент Республики Беларусь, таможенные операции совершаются в установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 порядке, в ТД* и CMR-накладной в установленном порядке указаны сведения о планируемой перецепке в специально установленных местах согласно приложению 1 к Постановлению № 599;
Б) получателем товаров выступает резидент Республики Беларусь, таможенные операции совершаются в установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 порядке, в ТД* и CMR-накладной в установленном порядке указаны сведения о планируемой перецепке в специально установленных местах согласно приложению 1 к Постановлению № 599.
*В графе 14 «Декларант» указываются сведения о декларанте согласно Порядку № 73;
В графе 50 «Перевозчик» указывается информация о порядковых номерах перевозчиков (исходя из последовательности их участия в осуществлении перевозки товаров) и сведения о таких перевозчиках согласно Порядку № 73
В графе 55 «Перегрузки» указываются сведения о новом транспортном средстве, порядковом номере перевозчика, который будет осуществлять перевозку (транспортировку) товаров после совершения грузовых операций с товарами и (или) замены транспортного средства (в соответствии с графой 50 ТД).
2.2. В ведомственных пунктах таможенного оформления или зонах ожидания электронной очереди после совершения в специально установленных местах грузовых операций и перецепки.
Графы 15 «Страна отправления» и 17 «Страна назначения» ТД – на основании граф 4 «Место загрузки» и 3 «Место разгрузки» CMR-накладной соответственно.
В случае использования книжки МДП в качестве ТД, в графы 15 и 17 электронной копии ТД вносятся сведения графы 6 и 7 первой страницы обложки (5 «Страна/Страны отправления» и 6 «Страна/Страны назначения» отрывного листка) книжки МДП.
В графе 40 «Предшествующий документ» ТД в обязательном порядке указывается код в соответствии с классификатором видов документов и сведений и регистрационный номер ТД, в соответствии с которой товары доставлены в специально установленное место.
3. В случае следования тягача или порожнего транспортного средства международной перевозки, зарегистрированного в стране ЕС, в том числе автовоза, для загрузки и вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, рекомендуется перевозчикам иметь на руках заказ-наряд (договор-заявку или иной аналогичный документ), для подтверждения указанной цели ввоза транспортного средства международной перевозки.
4. При необходимости, в соответствии с частями второй и третьей пункта 5 постановления № 599 в выданное в соответствии с постановлением № 599 требование могут быть внесены изменения в следующих случаях:
при замене прицепа (полуприцепа, контейнера), осуществлении грузовых операций;
при продлении срока, указанного в требовании.
В случае невозможности прибыть в установленное в требовании, выданном в соответствии с постановлением № 599, место в установленный срок по причине дорожно-транспортного происшествия, поломки транспортного средства, форс-мажорных обстоятельств либо по иным объективным причинам (например, замены водителя по причине болезни или пр.), срок, установленный в требовании, в соответствии с частью третьей пункта 5 постановления № 599 может быть продлен на срок, необходимый для проследования в специально установленное место для совершения грузовых операций и (или) перецепки (автодорожный пункт пропуска после совершения грузовых операций и (или) перецепки).
Решение о продлении срока, установленного в требовании, принимается по заявлению (примерная форма заявления "8. Заявление о продлении срока требования по форме приложения 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2025 № 599" доступна по ссылке), поданному до истечения установленного в нем срока, в пункт таможенного оформления:
водителем, которому было выдано требование;
новым водителем (с указанием объективных причин, по которым водитель, которому выдано требование, не сможет продолжить перевозку). Для подтверждения продолжения перевозки новым водителем обеспечивается:
- внесение в CMR-накладную в установленном порядке сведений о новом водителе – для транспортного средства с товаром;
- представление документов от фирмы-перевозчика, подтверждающих смену водителя, а также трудового договора – для порожнего транспортного средства.
Справочно: поскольку перечень операций, при которых в выданное требование могут быть внесены изменения, указанный в абзаце втором пункта 5 постановления № 599, не содержит замену водителя, в данном случае представленное требование будет изъято, а взамен выдано новое.
Принятие к продлению сроков требований от представителей перевозчиков, в том числе при представлении ими доверенностей, в случае, если такие лица не планируют продолжать перевозку,
не допускается.
Размещение транспортного средства в зоне таможенного контроля для подачи водителем заявления и требования не требуется.
Основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в продлении сроков исполнения требований считается следующее:
- заявление и требование представлены лицом, не имеющим отношение к выданному требованию (для нового водителя – не представлены сведения, подтверждающие продолжение перевозки);
- заявленные водителем сведения о местонахождении транспортного средства расходятся с имеющимися в системе мониторинга;
- водителем не представлен оригинал выданного требования, за исключением случая его утери;
Справочно: в случае утери оригинала требования в заявлении заполняется пункт е).
- нарушен срок требования.
5. В случае если транспортное средство ЕС не убыло в автодорожный пункт пропуска после совершения грузовых операций и (или) перецепки допускается:
прибытие порожнего транспортного средства ЕС в иное специально установленное место в срок, указанный в требовании, для загрузки экспортным товаром. При этом для перемещения порожних транспортных средств ЕС между специально установленными местами водителю такого транспортного средства ЕС выдается новое требование по форме, определенной постановлением № 599;
возврат транспортного средства ЕС с товаром в это же специально установленное место в срок, указанный в требовании, в случае указания владельца товаров об отсутствии необходимости доставки товара на территорию ЕС.
О возможности применения «длинного транзита» при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза в Республике Беларусь помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита товаров в случае необходимости совершения операций по перецепке (перегрузке)
Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170 (далее – Порядок № 170).
Порядком № 170, среди прочего, определено, что в случае необходимости совершения грузовых операций либо замены транспортных средств, перемещающих товары, перевозимые в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, декларант или перевозчик, если он не выступал декларантом, направляет в таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого планируется совершение грузовых операций, соответствующее заявление [1] либо уведомление [2].
Справочно: в случае необходимости совершения разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, или перевозчик, если он не выступал декларантом, направляет в таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого планируется совершение грузовых операций заявление;
в случае совершения грузовых операций и (или) замены транспортных средств без удаления наложенных таможенных пломб и печатей или в случае, если на товары таможенные пломбы и печати не были наложены, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, или перевозчик, если он не выступал декларантом, направляет в таможенный орган, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого планируется совершение грузовых операций и (или) замены транспортных средств, уведомление.
С учетом изложенного, после поступления в таможенный орган соответствующего заявления либо уведомления в рамках Порядка № 170
и при соблюдении положений главы 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь допускается совершение грузовых операций (перецепки) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и предназначенных для их вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза в Республике Беларусь.
При этом, если вследствие грузовых операций средства идентификации не будут удалены либо нарушены (либо если средства идентификации не применялись), то транспортное средство с товаром может не размещаться в зоне таможенного контроля таможенного органа.
Например, при перемещении товара, следующего из Китая в Европейский союз, под таможенной процедурой таможенного транзита, открытой в Российской Федерации, в качестве места доставки товара может быть установлено место убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза в Республике Беларусь.
В случае необходимости на территории Республики Беларусь допускается перецепка транспортных средств, перевозящих такой товар, при соблюдении положений Порядка № 170 и главы 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в частности:
не производится замена декларанта таможенной процедуры таможенного транзита;
представлено обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
При этом для совершения перецепки (т.е. без удаления / повреждения средств идентификации) транспортные средства с товаром могут не размещаться в зоне таможенного контроля.
Обращаем внимание, что в Республике Беларусь действует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2025 № 599 (далее – ПСМ № 599), которым, среди прочего, установлен запрет на перемещение по территории Беларуси европейских грузовых автомобилей и тягачей, а также польских и литовских прицепов (полуприцепов) (далее – запрещенные ТС).
В условиях действия ПСМ № 599 совершение грузовых операций в отношении вышеуказанных запрещенных ТС допускается только в зонах таможенного контроля специально установленных мест, определенных в приложении 1 к ПСМ № 599.
Таким образом, в случае необходимости совершения грузовых операций, в результате которых вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, будет осуществляться запрещенными ТС, такие грузовые операции могут быть совершены в зонах таможенного контроля специально установленных мест, определенных в приложении 1 к ПСМ № 599.
Например, при перемещении товара, следующего из Монголии в Европейский союз, под таможенной процедурой таможенного транзита, открытой в Российской Федерации, в качестве места доставки товара может быть установлено место убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза в Республике Беларусь.
В случае необходимости на территории Республики Беларусь допускается перецепка транспортных средств, перевозящих такой товар, на запрещенные ТС при соблюдении положений:
Порядка № 170;
главы 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в частности:
не производится замена декларанта таможенной процедуры таможенного транзита;
представлено обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
ПСМ № 599, в частности, перецепка на запрещенные ТС может быть совершена в зонах таможенного контроля специально установленных мест, определенных в приложении 1 к ПСМ № 599.
[1] Пункт 2 Порядка № 170.
[2] Пункт 11 Порядка № 170.